Тимур Ксенз, один из учредителей Money Friends, в своем видео на Instagram подвел итоги рынка краудлендинга 2020 года и дал прогноз на 2021 год.
На основе общей и полученной от других платформ информации были выделены следующие моменты:
- Предварительный объем рынка (оборот, выдано займов) составил 5 млрд. руб.
- Минимальный прогноз рынка на 2021 год составляет 11-12 млрд. руб., ожидается как минимум 2-х кратный рост каждый год в течение 5-10 лет.
- В 2021 году на рынок выйдет много новых платформ, в том числе уже состоящих в реестре, но не начавшие свою работу.
- Новые компании не будут откусывать кусок рынка от других, а будут увеличивать его объем.
- 1 июля, после окончательного ввода в действие закона 259-ФЗ, будет виден легальный рынок краудлендинга.
- 93% выручки рынка составляет выручка компаний из реестра.
- Топ-3 рынка: Поток (46,7%), МодульДеньги (18,5%), Город Денег (9,1%).
- Будут появляться платформы, включенные в экосистемы. Существующие: банковская (Поток), из МФО (Город Денег, Lemon.online), финтех (Money Friends, JetLend, Карма).
- ЦБ очень беспокоится о мелких и неквалифицированных инвесторах, поэтому регулирование будет ужесточаться, чтоб было меньше дефолтов для физических лиц.
- Для сокращения издержек Money Friends делает упор на квалифицированных и институциональных инвесторов (банки, ПИФ, крупные юрлица).
- Краудлендинг больше понятен иституциональным инвесторам, чем мелким, поэтому институционалы будут занимать существенную долю рынка краудлендинга.
- Соблюдение требований регулирования дорого обходится, поэтому должна быть автоматизация этих процессов, Точка банк в этом помогает.
- Оборот Money Friends в январе составил меньше 10 млн. руб., в декабре 37 млн. руб., выходит на самоокупаемость. В 2021 год планируется оборот 100-200 млн. руб. в месяц. Нет проблем с заемщиками и инвесторами, есть задача по масштабированию компании и платформы.
- На Money Friends зарегистрировано 15 тыс. аккаунтов, компания стремится увеличить их до 50 тыс., что требует повышение надежности и юзабилити платформы.
- Не видна конкуренцию между платформами, каждая компания сама будет создавать свой рынок, свои экосистему, в рамках которой заемщики будут привлекать средства. Компании дружат, например, в рамках ассоциации АОИП.
- Самое слабое место заемщиков — это непрофессиональное ведение своей бухгалтерской отчетности.