
В России регулирование деятельности инвестиционных платформ осуществляется в соответствие с федеральным законом N 259-ФЗ. Регулирование не такое жесткое, как в Европе и США, где подобный инструмент краудфандинг уже давно и успешно развивается.
В рамках развития цифровой экономики и для регулирования деятельности коллективных инвестиций 2 августа 2019 года президентом был подписан федеральный закон N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 31.07.2020), который вступил в силу 1 января 2020 года. Данный закон регулирует процесс выдачи займов, приобретение ценных бумаг и утилитарных цифровых прав через инвестиционные платформы, доступ к которым предоставляют операторы. Операторы должны быть включены в реестр ЦБ операторов инвестиционных платформ. Исключение составляло для работающих платформ, операторам которых была дана отсрочка, и они должны были вступить в реестр до 01.07.2020. До этого момента в реестр было включено всего три платформы из множества работающих: первой 02.06.2020 регистратор «НРК-Р.О.С.Т.», затем платформа Поток от Альфа-Банка и СберКредо от Сбербанка. Остальным была дана повторно отсрочка до 01.07.2021.
К операторам, его участникам и инвестиционным предложениям закон устанавливает определенные требования. Платформа должна вести реестр заключенных договоров, содержать правила. Оператор, кроме включения в реестр, должен вести деятельность, предусмотренную для финансовых организаций, иметь собственные средства не менее 5 млн. рублей, раскрывать определенную информацию, отправлять ЦБ отчеты о своей деятельности. ЦБ ведет реестр, контролирует и проверяет деятельность операторов, устанавливает требования к документации.
Зарубежный опыт
Подходы к регулированию деятельности инвестиционных платформ в иностранных юрисдикциях различаются: от полного запрета до отсутствия соответствующего регулирования1.
В то же время введение регулирования инвестиционных платформ создает благоприятные условия для их развития, привлечения новых проектов и инвесторов в связи с повышением прозрачности и доверия участников рынка. В странах ЕС установлены следующие ограничения и требования:
- лицензирование платформ;
- ограничения по объему инвестиций за 12 месяцев в один проект от одного инвестора (лимиты различаются: например, в Италии и Великобритании они составляют 5 млн евро, во Франции – 1 млн евро);
- ограничения по объему инвестиций в зависимости от квалификации инвестора;
- в Италии действует условие о необходимости привлечения финансирования от институциональных инвесторов в качестве гарантии для краудинвесторов;
- в ряде стран существует период охлаждения – срок, в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства;
- в отдельных странах, например Франции, Италии, Канаде, существуют законодательные требования к оператору инвестиционной платформы о проведении обязательной проверки (due diligence) компаний, привлекающих инвестиции.
1 Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг» от августа 2020 года