Анализ рынка госзакупок, риски и рекомендации

С учетом текущей ситуации отдел экспертизы Смолли подготовил краткий анализ рынка госзакупок, обозначил основные риски и дал ряд рекомендаций. Данная информация будет полезна не только для участников закупок, но также и для уважаемых инвесторов, которые посредством финансирования исполнения госконтрактов, становятся частью этого рынка.

Сфера закупок переживает не первый кризис нестабильности экономики в России. Это происходило в 2015, 2016 и 2020 году, в 2021 году были резкие колебания сфер деятельности, связанных с металлопрокатом.

Основные риски сферы закупок в настоящее время – это нестабильность курса валюты, из-за чего происходят резкие скачки в сторону повышения закупочных цен товаров, а также вводимые странами ЕС санкции в отношении России, из-за чего ожидаются перебои с поставками товаров (запчастей и комплектующих для производства), особенно тех, у которых нет аналогов.

Исходные данные этой ситуации будут зависеть от совокупности действий, в первую очередь, властей, направленных на стабилизацию российской экономики, а также производителей, заказчиков и поставщиков, насколько быстро они адаптируются к работе в существующих в настоящее время условиях рыночной экономики.

Риски

К основным рискам исполнения контрактов можно отнести:

  1. Резкое повышение закупочных цен, которые могут меняться на стадии подачи заявок и на этапе заключения контракта, а также прекращение отгрузки товара поставщиком на этапе исполнения контракта. При этом повышение курса валюты не является обстоятельством непреодолимой силы, а считается предпринимательским риском.
  2. В связи со сложившейся обстановкой в стране, в ряде регионов вводят режим ЧС из-за наплыва беженцев с Украины. На сегодняшний день режим ЧС в России введен в Ростовской области, Воронежской области, Курской области, Пензенской области, Саратовской области, Волгоградской области, и 5 регионов ввели режим повышенной готовности — это Московская, Тульская, Рязанская, Астраханская области и Удмуртская Республика.
  3. Заниженная начальная максимальная цена контрактов, которая уже заложена в планы-графики заказчиков, и закупки в ближайшее время будут размещаться именно с этой ценой, в связи с чем ожидается снижение уровня конкуренции и параллельно активация мошенников, активно предлагающих товар по заниженным ценам.
  4. Отзывы лимитов у заказчиков.

Среди минусов сложившейся ситуации можно найти и плюсы — сфера закупок работала и будет продолжать работать, так как потребности заказчиков не исчерпаны и минимум необходимый для осуществления их деятельности всегда будет, а в какой-то части товаров потребности будут увеличены, из чего следует вывод, что работать с этим можно, соблюдая меры предосторожности, что подтверждается многолетним опытом работы данной сферы.

Рекомендации

Общие рекомендации участникам сферы закупок в 2022 году от отдела экспертизы Смолли:

  1. Внимательно изучать закупочную документацию заказчика, особое внимание обратить на расчет начальной максимальной цены контракта, при этом учитывать изменения законодательства в сфере закупок с 01.01.2022 г. Особое внимание обратить на то, что все участники закупки, подавшие заявки и не отозвавшие их после размещения протокола подведения итогов до направления проекта контракта победителю, обязаны заключить контракт в случае уклонения других участников от заключения контракта, при этом первые три участника не вправе отозвать свою заявку. Мера ответственности за уклонение от заключения контракта остается прежней: включение в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. До окончания срока подачи заявки мониторить цену товаров (участник закупки имеет право отозвать свою заявку на участие до окончания срока подачи заявки). По возможности зафиксировать цену у своего поставщика в день окончания срока подачи заявки (мораторий на подписание контракта по электронному аукциону 10 дней, по электронному запросу котировок 2 рабочих дня с момента размещения итогового протокола). С 01.01.2022 года подача ценовых предложений по электронному аукциону начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, учитывая нестабильность курса валюты не опускать цену на торгах до минимальной закупочной цены, Ваша цель заработать. Относительно электронного запроса котировок участник закупки вправе отозвать заявку и подать ее заново, изменив предложение о цене контракта.
  3. Не участвовать в закупках до стабилизации цен на рынке, если поставка товаров осуществляется по заявкам заказчика или по графику поставки до конца года. Преимущественно выходить на закупки с разовой поставкой товаров.
  4. Внимательно относиться к поставщикам товаров, у которых планируете закупку. Не исключена повышенная активность мошенников, которые могут мониторить в открытой части единой информационной системы, кому направлен проект контракта и рассылать предложения закупки товаров по более низким ценам, под эгидой распродажи товара со склада или прямых поставок импортного товара от производителей.
  5. В регионах, где введен режим ЧС или повышенной готовности, возможно общее снижение количества размещаемых процедур и отзывов лимитов у заказчиков, при этом будет увеличиваться количество прямых договоров, заключаемых с единственным поставщиком для предотвращения и ликвидации последствий ЧС. При участии в конкурентных процедурах в данных регионах, остерегайтесь выплаты авансов своим поставщикам, так у заказчика возникает право отменить закупку на любом этапе до заключения контракта. По возможности активируйте работу на заключение прямых договоров с заказчиками, которые вовлечены в закупки для предотвращения и ликвидации последствий ЧС, их список можно найти в региональных НПА, при этом не рекомендуется злоупотреблять данным правом, а также ценой заключаемого контракта, так как такие закупки активно мониторят контролирующие органы.
  6. Проработать вопросы импортозамещения товаров при поставках. 18.01.2022 года постановлением Правительства РФ № 201 от 17.02.2022, товары, произведенные на территории Донецкой и Луганской областей Украины, приравнены к российским в рамках реализации правил национального режима по 44-ФЗ и 223-ФЗ и имеют приоритет перед товарами иностранного происхождения. Изменения коснулись постановлений Правительства по 44-ФЗ №: 102-пП, 1289-пП, 832-пП, 616-пП, 617-пП и в рамках 223-ФЗ постановление Правительства №925-пП. Подтверждением страны происхождения товара является сертификат, выданный на территории Донецкой и Луганской областей Украины. Данные изменения не коснулись приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, при участии в закупках с установленным ограничением допуска, на товары поставляемые с территории Донецкой и Луганской областей Украины будут приравнены к иностранным.
  7. Учитывать сроки поставки товара и возможные задержки поставок товаров, происходящих из иностранных государств, так как ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации повышена до 20% с 28.02.2022 г., от которой зависит размер начисленной неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств. Фактически размер неустойки на данный момент увеличился в 2 раза.
  8. По возможности договориться с заказчиками о поставке товара по заключенным контрактам в максимально короткие сроки.
  9. В случае возникновения проблем с поставками товаров своевременно вести претензионную работу с поставщиками и заказчиками, во избежание последствий, предусмотренных действующим законодательством в сфере закупок в случае неисполнения контрактов.

Источник: Smally


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *